transneft-hochet-gospaket-nmtpТокарев 24 сентября направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил отдать 20%-ный госпакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП) в управление «Транснефти». По словам одного из федеральных чиновников, президент поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть предложение Токарева. Документы из Минтранса вчера поступили в Минэкономразвития, говорит источник, близкий к ведомству (представитель Минэкономразвития от комментариев отказался, представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил). Представители «Транснефти» и группы «Сумма» Зиявудина Магомедова (их СП с «Транснефтью» владеет 50,1% акций НМТП) отказались комментировать письмо.

Токарев объясняет желание «Транснефти» управлять госпакетом в том числе стремлением повысить капитализацию порта, говорит один из собеседников «Ведомостей»: с IPO НМТП на LSE в 2007 г. его капитализация снизилась с $4,9 млрд до $808 млн.

Если правительство согласится с предложением Токарева, то госкомпания сможет управлять 35,8% НМТП: в прошлом году «Транснефть-сервис» скупил с рынка 10,5% порта, а летом структуры РЖД передали 5,3% НМТП в управление «Транснефти». Еще 25% «Транснефть» контролирует через СП с «Суммой».

Если просьбу Токарева удовлетворят, «Транснефть» сможет фактически контролировать НМТП, считает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков: если позволит договор, она сможет голосовать на советах директоров и на собраниях акционеров 60,8% акций порта.

Госпакет НМТП — в плане приватизации на 2014-2016 гг. Передача госпакета в доверительное управление может закончиться его приватизацией в пользу управляющего, но для этого Росимущество должно провести конкурс на выбор управляющего пакетом, отмечает юрист.

«Сумма» и «Транснефть» больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: госкомпания должна получить нефтеналивные терминалы, «Сумма» — сухогрузные. Весной основной схемой раздела считалась следующая: «Транснефть» продает «Сумме» свою долю в СП, владеющем портом, и пакет «Транснефть-сервиса». Акционерами НМТП в таком случае останутся:

  • «Сумма» (50,1%)
  • Росимущество (20%)
  • и структуры РЖД (5,3%).

«Транснефть» при разделе получает нефтеналивной терминал НМТП — «Шесхарис» (его планировалось выделить в отдельную компанию), два нефтепродуктовых терминала — ИПП и НМТ (50% принадлежит Gunvor), «Флот НМТП», а также Приморский торговый порт. У НМТП при таком варианте остались бы Новороссийский зерновой терминал, контейнерные терминалы — НЛЕ и БСК, Новороссийский судоремонтный завод (его совладелец — ОСК). «Транснефть» должна была заплатить за нефтеналивные активы $0,7-1 млрд. Монополия могла также взять на себя часть долга порта (чистый долг на конец 2013 г. — $1,7 млрд). Разделить активы партнеры планировали до конца года.

Упоминаемые «Ведомостями» схемы имели место быть, но ни одна из них не была выбрана как окончательная, говорит представитель «Транснефти». «Но в правительстве, насколько нам известно, решения нет. Как будет разделен порт, мы не знаем», — добавил он. На прошлой неделе Токарев упомянул про некое «решение правительства», которое «может принципиально изменить вообще всю схему» раздела активов порта (его слова приводит «Интерфакс»), не рассказав подробностей. В сентябре, говоря о возможном разделе активов НМТП, руководитель Росимущества Ольга Дергунова сказала, что в правительстве идет дискуссия о том, «делать — не делать» (ее цитировал «Интерфакс»). По ее словам, вариант, «когда нефтеналивные активы переходят компании “Транснефть”, а “сухие” терминалы переходят “Сумме”, — это лишь возможный способ раздела и управления компанией».

Росимущество планировало продать 20% НМТП еще в 2012 г., рассматривался вариант SPO. До этого, в 2011 г., к активу проявляла интерес и «Роснефть». Государственная нефтяная компания предлагала продать ей 20% НМТП вместе с долей РЖД.